Я маркетолог в компании CloudFox и иногда, сёрфя в интернете, натыкаюсь на сайты, которые сделаны просто ужасно. Хочется написать им на почту, скинуть свои пароли от личного кабинета тильды с оплаченной подпиской и сказать: «Вот подписка. На ютубе найдёте обучение тильде. Сделайте уже красиво.» Но потом думаешь, а надо ли им это?

Почему сайты остаются в 2000х?

Вот пример сайта, по которому археологи будущего будут изучать историю нашей цивилизации.

Сайт выглядит в лучших традициях начала этого века. Квадратная вёрстка, чтобы было удобно смотреть на ламповом мониторе. Немного объемных кнопок — типо как настоящие, 3D! Прекрасный вид на дорогу, по которой мы мчимся вперёд к успеху.

Ну и конечно, есть прекрасная вёрстка для мобильных.

Казалось бы, ну какой успех ждёт компанию с таким сайтом? Надо быстрее делать что-то новое и современное! А на самом деле успех её ждёт на 5,7 млрд рублей выручки в 2019 году. Это 57 тысяч новых сайтов, заказанных в небольшой веб студии. Можно запустить A/B/…/Ω-тест и определить лучший из них. Но почему-то они так не делают.

Ответ в источнике привлечения клиентов. Компания долгое время имеет постоянных и крупных клиентов, может участвовать в тендерах (и побеждать там). Простым языком — ей плевать на этот сайт. Деньги делаются не с помощью него.

Первый вывод — не всегда нужно бежать делать сайт в надежде что он повысит доход компании. Возможно ваш канал привлечения совершенно другой и стоит больше внимания уделить ему. Для примера из B2C можно взять какую-нибудь кофейню. Здесь людей лучше возвращать акциями на лояльность и вкусным кофе, нежели пытаться сделать красивый сайт.

Почему сайты застряли в 90х?

Посмотрим на интересный пример от студии Лебедева для Музея советских игровых автоматов.

Сайт сделан в 2009 году, но по сути, за уже прошедшие 12 лет смотрится актуально. Ему и не надо меняться, наполняться всякими свисто-перделками и тратить на него деньги. А всё просто связано с его темой, ностальгией по СССР, ну и конечно достаточно хорошим дизайном от студии.

К причине, застрявшего во времени сайта, может ещё относиться его тема и целевая аудитория. Если я предлагаю продукт, у которого ЦА из людей старшего возраста, то я точно не буду креативить и делать сайт для какой-нибудь премии «Лучшие незаурядные сайты 2021».

Кстати, говоря о целевой аудитории, я сразу вспоминаю газетки о здоровье, которые постоянно оставляют у меня в почтовом ящике. В них обязательно пенсионер оставит свой отзыв об успешном применении настойки «Здоровое сердце», а знахарка подтвердит что «ещё наши бабки его использовали». От куда эта дичь, которую современному человеку трудно воспринимать? Да потому что не для меня написано, а для другой аудитории. Забей и выкинь газетку.

Второй вывод — нужно смотреть на свой продукт и целевую аудиторию. Если мы продаём ультразвуковой прибор от кротов, то скорее всего ваш старенький сайт будет ничуть не хуже его новой версии.

Почему сайты застряли в 80х?

Сейчас хотелось бы обратить внимание на зарубежные компании. Потому что именно там обычно встречаю варианты дизайна, как будто натурщиком для них выступали квашенные персики.

Вот, например, сайт из Японии.

А вот вариант из США.

Вариант из США ещё интересен тем, что он был переделан в такой вид буквально пару лет назад. Признаюсь это не прям 80-е, но явно не то что мы видим в современных сайтах. Нет тех трендов, которые диктуются нам крупными компаниями, популярными дизайн студиями, бехансем и т.д. К сожалению не нашел для примера что-то сильно ольдскульное, но думаю вы сами встречали такие образцы.

А вот опять Япония. Там такое можно встретить очень часто.

Почему мы видим такое старьё? Может у компаний нет денег на нормальный сайт? Может просто не следят за ним, руководителю не до этого и т.п.?

Конечно такие варианты возможны. Но есть ещё одна причина — компания хочет казаться старой. Возможно нам с нашим компаниями, для которых 15 лет работы на рынке — это уже круто, трудно об этом рассуждать. Но за рубежом много предприятий существуют уже и 40, и 90, и больше стал лет. При этом как показать что ты давно в деле? Да просто оставить свой сайт, написанный на голом html и ничего не менять. Поэтому некоторые компании специально не переделывают их и остаются по дизайну в прошлом веке. Если смотреть на Японию, то там это особенно распространено. Тут большую роль играет отличие культуры и сложившиеся ценности. Ты не должен сильно выделяться, а твоя компания должна выглядеть давно работающей на рынке.

Третий вывод — некоторые компании хотят выглядеть старыми и опытными. В создании этого образа отлично помогает дизайн, с которого сыпется песок.

Главный вывод

При разработке нового дизайна важно отдавать себе отчёт в том, нужен ли он вообще и отобьются ли затраты на него. Иногда вы можете просто привлекать клиентов с других источников и ваш старый сайт — это просто визитка. Иногда вы можете работать на рынке, где опыт и стабильность компании — это важные показатели для принятия решения в вашу пользу. Тогда старенький сайт ещё сослужит хорошую службу. Ну и конечно же, ваша целевая аудитория и сам продукт также будут иметь влияние на то, как должен выглядеть ваш сайт. Возможно, что магазину виниловых пластинок не так уж и плохо выглядеть старым?

Но не стоит забывать, что сайт, пусть и очень старый по дизайну, должен выполнять свои функции. Если это просто визитка в интернете, то всё должно работать, а контакты отображаться. Если это интернет магазин, то в корзине должна быть оплата банковской картой, а не денежный перевод через почту. Сайт должен решать задачи вашего бизнеса и удовлетворять привычным потребностям аудитории.